Сцепление автомобиля: устройство и принцип работы

Управление транспортным средством с КПП механического типа происходит посредством воздействия на педаль сцепления. Это сложный механизм трансмиссии, который передает крутящий момент от работающего двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Если исключить его из общей цепочки, то мотор будет подвергнут чрезвычайно высокой нагрузке и прослужит не более 3 дней. Водителю важно следить за исправностью системы сцепления, регулярно проходя диагностику на станции технического обслуживания. Если элементы узла сцепления работают некорректно, потребуется немедленное устранение неисправности.

Какие задачи выполняет

С помощью муфты сцепления обеспечивается:

  • передача крутящего момента без пробуксовки;
  • кратковременный разрыв и последующее соединение связующих деталей трансмиссии и мотора;
  • уменьшение перенагрузки всех элементов механизма;
  • компенсация вибрационных колебаний, вызванных неравномерной работой силовой установки.

Исправно функционирующая соединительная муфта позволяет начать движение без рывков, останавливаться при стабильно работающем двигателе, выполнять переключение передач, совершать маневры при резком торможении.

сцепление автомобиля

Особенности конструкции узла

На самом деле, сцепление является сложной системой соединений. В ее составе:

  • маховик;
  • 2 диска – нажимной и ведомый;
  • выжимной подшипник сцепления;
  • муфта выключения;
  • вилка;
  • привод.

Встречаются разные модификации сцепления. Они отличаются:

  • вариантами трения – мокрое (по маслу) или сухое (по воздуху);
  • способом создания нажимного усилия (с периферийными или центральной пружинами, центробежное или полуцентробежное);
  • связью ведущих и ведомых частей (механика или гидравлика);
  • числом ведущих дисков (1, 2 или многодисковые).

Наиболее часто встречается сухое однодисковое сцепление.

Как это работает

Вся работа узла основывается на силе трения. Во время движения автомобиля ведомый диск прижимается к маховику коленчатого вала. От ведущего диска передается крутящий момент, который после ведомый диск передает через шлицевую муфту на первичный вал КПП. Для разъединения двигателя с трансмиссией водитель нажимает на педаль, которая приводом соединяется с вилкой. Данный элемент воздействует на выжимной подшипник, который прекращает давление диафрагменной пружины на нажимной диск, тем самым освобождая ведомый.

Как только водитель переключил передачу, он отпускает педаль соединительной муфты, и нажимной диск сразу прижимает ведомый к ведущему шкиву. Таким образом, двигатель снова соединяется с трансмиссией. Вал коленвала начинает вращаться со скоростью вала КПП.

Заметили неполадки в работе транспортного средства? Запишитесь на диагностику к специалистам СТО «Дрога». Мастера автосервиса быстро и точно определят неисправность и при необходимости проведут замену сцепления в автомобиле. Цены на услуги доступны для всех!