Как работает механическая коробка передач. Устройство МКПП

Механическая коробка передач все реже встречается в современных автомобилях, однако, по-прежнему характеризуется надежностью и простотой конструкции. С ее помощью вручную меняется передаточное отношение посредством вращения шестерней разного размера. Кроме того, за счет механических элементов реализуется весь функционал узла, электроника и гидравлика не привлечены. Что еще важно знать о МКПП?

механическая коробка передач

Что собой представляет

В общем виде МКПП – набор параллельно расположенных валов, на которых закреплены шестерни. Их основное предназначение – обеспечение передачи крутящего момента с маховика ДВС колесам. Любой мотор работает в скудном диапазоне оборотов. Чтобы автомобиль стартовал с места или двигался на больших скоростях, колеса должны вращаться с разной частотой.

Для отправления и постепенного разгона, а также во время движения по бездорожью, на колеса авто должна подаваться большая мощность. Это означает, что двигатель будет работать на высоких оборотах при небольшой скорости. Когда машина разогналась и перемещается по асфальтированной трассе на скорости, высоких оборотов двигателя не требуется – поддерживать нужную скорость можно на малой мощности.

Механическая коробка передач позволяет передавать вращение с двигателя колесам с нужным передаточным числом, которое водитель может изменять на свое усмотрение, ориентируясь на условия езды. Чем выше показатель, тем ниже передача. На первой, которую еще называют низшей, вращение поступает от малой шестерни к большой: коленвал вращается с высокой частотой, но скорость авто так и остается низкой, а сила тяги – высокой. На высшей передаче все происходит наоборот. В нейтральном положении крутящий момент и вовсе не передается – автомобиль стоит или продолжает движение вперед по инерции.

Профессиональный  ремонт механических коробок передач

Принцип работы

Как функционирует МКПП? Принцип работы прост:

  • крутящий момент через сцепление поступает от двигателя на первичный вал коробки;
  • взаимодействующие между собой пары шестеренок преобразуют его;
  • осуществляется передача на колеса.

Каждая пара шестерен представляет собой ступень и имеет определенное передаточное число, преобразующее крутящий момент коленвала и скорость вращения. Оно определяется отношением числа зубцов у входной и выходной шестерен. Количество зубьев напрямую связано с размером – чем их больше, тем больше диаметр шестерни. Самое больше передаточное число у первой передачи и движение автомобиля начинается именно с нее.

Для переключения передач МКПП необходимо вручную сменить положение селектора рычага. Переход на повышенные передачи возможен за счет переключения передач друг за другом. Смена скоростей в автомобилях с механической коробкой происходит только при нажатии сцепления – нужно прервать поток мощности, исходящий от двигателя.