Автоматическая коробка передач: принцип работы, устройство и эксплуатация

Автомобилисты с небольшим стажем вождения по достоинству оценят простоту управления транспортным средством с помощью автоматической коробки передач. Такой тип трансмиссии защитит двигатель от перегрузки, водителю не придется постоянно думать о своевременном перемещении рычага для переключения передачи во время движения, снижается вероятность возникновения аварийных ситуаций. Владея полезной информацией о конструктивных особенностях и возможностях АКПП, можно существенно продлить срок службы узла в частности и автомобиля в целом.

акпп

Что такое АКПП

Автоматическая коробка передач – трансмиссия, способная самостоятельно подбирать показатель передаточного числа в зависимости от дорожных условий. Это позволяет обеспечить плавность передвижения транспортного средства, а также комфорт автовладельца. Благодаря ее работе, процесс начала движения максимально облегчен, а ДВС и ходовая часть эксплуатируются в щадящем режиме. Коробка-автомат требует регулярного обслуживания, что позволит предупредить преждевременный износ и последующий дорогостоящий ремонт трансмиссии.

Из чего состоит устройство

В классической АКПП есть 4 основных элемента:

  • гидравлический трансформатор – защищает коробку-автомат в случае чрезвычайно быстрого разгона и торможения двигателем, передача энергии от мотора к трансмиссии обеспечивается за счет потоков рабочих жидкостей;
  • планетарный редуктор – блок с шестернями и прочими деталями, которые вращаются вокруг центра посредством зубчатой передачи, что приводит к изменению передаточного отношения при переключении скоростей;
  • тормозная лента с передним и задним фрикционом – механизмы отвечают за включение передач посредством блокировки или остановки элементов планетарного ряда;
  • система управления – в нее входят: гидроблок, ЭБУ, маслосборник и шестереночный насос.

Автоматическая коробка способна принимать решения без участия водителя за счет электронного блока управления, куда поступают все данные от датчиков скорости движения, выборе оптимального режима передвижения и прочие.

Профессиональный ремонт автоматических коробок передач

Принцип работы

При запуске ДВС в гидротрансформатор попадает трансмиссионное масло. Это приводит к увеличению внутреннего давления, лопасти центробежного насоса начинают вращение. При переключении водителем рычага и нажатии на педаль лопасти насоса увеличивают число оборотов. Скорость потока рабочей среды увеличивается, что приводит к запуску лопастей турбин. Масло перекидывается на реактор, а затем возвращается к турбине, влияя на увеличение ее эффективности. Колесам передается крутящий момент, и транспортное средство начинает движение.

Если скорость набрана, центральная лопастная турбина и насосное колесо двигаются одинаково, происходит автоматическая смена передачи в планетарном ряду. Когда авто останавливается или просто снижает скорость, давление жидкости уменьшается и следует переключение передачи вниз.

АКПП имеет свой ресурс. При эксплуатации автомобиля в нормальных условиях она прослужит от 100 до 500 тысяч километров. Своевременная диагностика и техобслуживание, замена масла и фильтра позволят увеличить срок службы коробки-автомат.